VMG11
Схемы
от В.М.Г. Выпуск 11.
Это перенабивка со сканограммы которую предоставил Spensor (10X!!!).
Сравнительно крупные точки во втором режиме расширенной графики на "Спектруме" вызывают эффект алейзинга - неприятного излома линий . Этот эффект можно в значительной мере уменьшить , если цвета будут плавно переходить один в другой . Данная схема позволяет использовать на экране "ZX-Spectrum'а" 4096 цветов (одновременно любые 16 из одного набора), благодаря чему появляется возможность для более натурального раскрашивания картинок и создания новых видеоэффектов . Подключение режима аппаратное (пока), установка палитры - программая .
Доработка подключается к компьютеру 22-мя проводами (вместе с питанием) и изменений на плате не требуется .
Сигнал DB , DR , DG , DY (цифровые цвета) берутся из компьютера с выходов мультиплексора КП11 (КП12 , КП2) либо с других микросхем до резисторов . Сигнал -BLANK (гашение) берётся с той же КП11 (КП12 , КП2) со входа OE и инвертируется ; в крайнем случае можно использовать SYNC или даже -BORDER . 7MHz берётся с 9 вывода (тактовая частота) ИР16 , сигнал DOS , высокий уровень обозначает включение контроллера дисковода . Некоторые контроллеры вырабатывают только инверсный сигнал -DOS , тогда этот сигнал подключается к 6-му выводу D2 , а к 5-му M1 (сппроцессора через инвертор). Остальные сигналы берутся с прощессора Z80 . Первые два символа в обозначении выходов 155 РУ2 указывают на микросхему , с которой эти сигналы берутся . Rnew , Gnew , Bnew через 9-контактныйпереключатель подан на R , G , B телевизор ; если их мощности недостаточно , то можно пропорционально уменьшить номиналы выходнах резисторов , либо использовать 3 транзистора КТ315 в качестве эмиттерных повторителей .
ПРОГРАММИРОВАНИЕ . 4096 цветов полуаючаются наложением 3-х основных - красного , зелёного и синего , взятых с различной интенсивностью . Основные цвета имеют по 16 градаций интенсивности , которые устанавливаются младшими битами соответствующих портов :
интенсивность
красного - порт # E7 , биты 0 . . . 3
интенсивность зелёного - порт # EF , биты 0 . . . 3
интенсивность синего - порт # F7 , биты 0 . . . 3
Биты 4 . . . 7 каждого порта определяют : какому старому цвету будет соответствовать данная интенсивность основного : Бит 4 - синему (1 - есть , 0 - нет), бит 5 - красному , бит 6 - зелёному , бит 7 - повышенной яркости . Плюс их сочетания .
Следует учесть , что микросхема 155 РУ2 имеет инверсные выходы . Поэтому максимальной интенсивности цвета соответствует сочетание 0000 младших бит порта палитры .
Для тестироввания устройств выведите на экране изображение из 16-ти широких полос всех возможных для "Спектрума" цветов . Запишите в оба полубайта регистров палитры одинаковые возрастающие последовательности от 0000 до 1111 и включите доработку . На экране цветного телевизора должны присутствовать 16 градаций серого цвета от ярко-белого до чёрного . Если некоторые полооски заметно окашены в отличные от других цвета , то необходимо точнее подобрать номиналы выходных резисторов .
Адреса портов палитры относятся к неиспользуемому у нас устройству InterFace 1 . Длительная проверка показала , что подавляющее большенство программ запись в них не производит . Попытка тестирования компьютером этих портовв момент включения TR DOS блокируется сигналом DOS на микросхеме ИД7 . Таким образом , запрограммировав сразу после включения компьютера регистр палитры , вы можете спокойно пользоваться имеющимися у вас программами .